Ароматические углеводороды в дизельном топливе
Дизельное топливо — это горючая жидкость, получаемая перегонкой керосино-газойлевых фракций нефти. Более 70 % выпускаемого ДТ используются большегрузными автомобилями, магистральными тягачами, строительной и горнодобывающей техникой, двигателями железнодорожного и водного транспорта.
В химическом плане дизельное топливо — это сложная смесь углеводородов:
- парафиновых — от 10 до 40 %;
- нафтеновых — от 20 до 60 % (в состав дизельного топлива входят в виде циклоалканов):
- ароматических — от 14 до 30 %.
Процентный разброс составов обусловлен наличием большого числа действующих нормативов, допускающих выпуск горючего по разным технологиям и степеням очистки.
Чем вредны ароматические углеводороды?
Содержание ароматических углеводородов в дизельном топливе подвергается сейчас пристальному вниманию и изучению. Объясняется это тем, что именно ароматическая группа ответственна за большую часть несгорающих углеводородов и твёрдых частиц в отработавших газах дизельных двигателей. В целом повышенное содержание «ароматики» ухудшает экологические и технологические свойства топлива, а именно:
- увеличивает нагарообразование;
- отвечает за выброс в атмосферу твёрдых частиц;
- ароматические соединения являются высокотоксичными;
- эмиссия вредных окислов азота также зависит от объёма ароматических углеводородов.
Упрощённая классификация, используемая Техническим Регламентом, разделяет ароматические углеводороды в дизельном топливе на моноциклические и полициклические (ПАУ). Типичным представителем ПАУ является нафталин и его гомологи.
Наиболее опасными с экологической точки зрения являются именно ПАУ. Они входят в состав самого топлива и образуются в камере сгорания путём синтеза углеводородов и смол. Несгораемые остатки выбрасываются в атмосферу и откладываются на поршнях, форсунках и стенках камеры сгорания. Добавляет твёрдых частиц в выхлопах и сера, с которой производители топлива также ведут борьбу.
Очистка дизтоплива от вредной «ароматики»
Содержание в дизельном топливе полицикличеких ароматических углеводородов сегодня ограничено нормативно. Так, Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 не допускает наличия ароматических углеводородов в дизельном топливе в количестве, превышающем 11 %. Если вам требуется качественное дизтопливо оптом в Санкт-Петербурге - обращайтесь к нам!
Вредное влияние на экологию ароматических углеводородов, находящихся в дизельном топливе изначально, вынуждает производственников НПЗ избавляться от них. Для очистки используются, в основном, гидрогенизационные процессы — гидроочистка, гидрооблагораживание, гидродеароматизация. Процессы протекают при температурах до 450 ºС и давлениях до 100 атмосфер. В результате вредные углеводороды распадаются на более простые соединения и удаляются из системы. При этом повышается цетановое число топлива, поскольку выводимые ароматические углеводороды обладают низкими цетановыми числами.
Ароматические углеводороды обладают интересной особенностью — наряду с признанной вредностью для дизельного топлива их присутствие в бензине желательно, поскольку они повышают октановое число этого топлива.
Для получения высококачественного дизельного топлива ведущие мировые производители используют двухстадийную очистку от ароматических углеводородов — до содержания их в количествах менее 10 %. На первой стадии применяют подобную описанной гидроочистку с никель-вольфрамовыми и никель-молибденовыми катализаторами, на второй в присутствии катализаторов из платины и палладия достигают окончательного результата.
При этом глубокая деароматизация возможна, если топливо очищено от серы до уровня 5 мг/1 кг. Однако такая очистка дизтоплива от серы лишает его смазывающих свойств, что приводит к преждевременному износу двигателей. В топливо, подвергаемое глубокому обессериванию и очистке от «ароматики», приходится вводить дополнительные смазывающие присадки. Такие процессы начинают осваивать и в России.
Очистка дизельного топлива от вредных ароматических углеводородов представляется непростой задачей, поскольку одна проблема порождает другие, преодолевать которые требуется новыми техническими решениями.
Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7