Качество мазута
Мазут — это вещество, остающееся после получения (отгонки) из нефти бензина, керосина, дизельных фракций и лигроина. Количество мазута весьма значительно — до 50 % от исходной массы нефти.
В свою очередь, он поступает на дальнейшую переработку, в результате которой получают:
- судовое топливо — флотские мазуты;
- жидкое топливо для котельных и энергетических установок — топочный мазут;
- вакуумные дистилляты, из которых получают дополнительно моторное топливо и дистиллятное смазочное масло;
- остаточные смазочные масла, получаемые после операций термического крекинга и коксования мазута;
- гудрон — нелетучую смесь, из которой вырабатывают битум, используемый в асфальтировании дорог, в строительных и других технологиях, нефтяной кокс и другие вещества.
Марки и основные технические характеристики мазутов
Наиболее известными марками мазута являются:
- тяжелые моторные топлива — флотские мазуты Ф5 и Ф12;
- топочные мазуты марок 40 и 100.
Моторные топлива Ф5 и Ф12 представляют собой смеси мазута с другими, более легкими углеводородными фракциями, они характеризуются низкой вязкостью, поэтому используются в судовых двигателях. Топочные мазуты марок 40 и 100 применяются только в топках отопительных, энергетических установок, для отопления жилых домов, сушки сельхозпродукции, функционирования теплиц, в промышленных технологических установках.
В топочный мазут марки 40 вводят для снижения температуры застывания до 15 % среднедистиллятных фракций углеводородов, продукт при положительных температурах допускает перекачку без дополнительного подогрева. В мазут марки 100 эти фракции не добавляются, его температура застывания выше, поэтому при перекачке требуется подогрев продукта.
Проверка качества мазутов
Все мазуты выпускаются по государственным стандартам, определяющим качество мазута, допустимые значения параметров нефтепродуктов и устанавливающим методики их проверки. Все производимые на основе мазута вещества обеспечиваются паспортами качества, отражающими допустимые и фактические значения параметров.
Проверить показатели качества мазута можно только в условиях специальных лабораторий, оснащенных необходимой аппаратурой и приспособлениями.
Проверка мазута выполняется на соответствие следующим характеристикам:
- кинематическая вязкость — проверяется вискозиметром по скорости стекания вещества по стеклянной стенке; ее значения должны быть в пределах 36,2÷50 мм²/с;
- зольность — измеряется по массе золы, оставшейся при сжигании образца;
- содержание механических примесей — определяется по изменению массы фильтра после пропускания через него определенного количества продукта;
- содержание воды — вещество подвергают дистилляции, в результате которой получают воду, ее вес не должен превышать 1 % исходной массы горючего;
- коксуемость — проверка мазута по этому параметру производится методом пиролиза — нагреванием образца без доступа воздуха; его значение не должно превышать 6 %;
- содержание сероводорода — проверяется спектрофотометрией; концентрация этого вещества не должна превышать 10 мг в каждом килограмме мазута;
- плотность мазута — она должна быть в пределах 0,89÷1,0 г/см³;
- температура вспышки — должна быть не менее 80 ºС в закрытом тигле для моторных марок Ф5 и Ф12 и не меньше 90 ºС в открытом тигле для топочных марок 40 и 100;
- температура застывания — должна быть не выше: -5 °С для марки Ф5, -8°С для Ф12, +10 или +25 для марки 40, +25 °С или +42 °С для марки 100.
Из описанного следует, что проверить качество мазута можно только в процессе сложной и дорогостоящей операции, которую необходимо проводить в специализированной лаборатории. Поэтому при закупках топлива первостепенное значение приобретает выбор поставщика — проверенного и надежного.